Актуально:

Подводим итоги: топ-8 разочарований 2018 года в туризме

Когда страничка календаря уже перевернута, и начинается новая глава истории под названием «2019 год», можно ненадолго обернуться назад, сделать выводы из уже имеющегося опыта и не совершать тех же ошибок в году нынешнем. 

Именно поэтому мы решили составить топ самых громких скандалов и неприятных событий из мира туризма, которые не оставили никого равнодушным в 2018. Очень надеемся, что подобных ситуаций в будущем будет намного меньше, и каждый украинец сможет путешествовать с комфортом и приятными впечатлениями от отдыха.

Коллапс «Оазис Тревел» и несостоявшиеся туры в Тунис

Этим летом в сфере туризма произошло слишком много печальных событий, и практически ежедневно на всех информационных ресурсах появлялись новости о том, что наши соотечественники застревали то в одной стране, то в другой. Одной из таких неприятностей оказалась лавина испорченных отпусков украинцев, которые планировали путешествие в Тунис. 

Главным действующим лицом данного туристического коллапса стал оскандалившийся туроператор «Оазис Тревел», из-за которого туристы массово стали заложниками аэропорта в Тунисе. Вместе с тем, сам оператор своей вины не признал, ссылаясь на то, что виновником задержек рейсов якобы является перевозчик – Bravo Airways. В свою очередь, представители перевозчика выдвинули встречные обвинения в том, что туроператор не выполнил свои финансовые обязательства перед авиакомпанией, задолжав около миллиона долларов за девять рейсов. Была еще и третья версия, что же послужило причиной: как утверждали в Консульстве Украины в Тунисе, рейс задержался из-за отсутствия топлива для заправки самолета. 

И пока «Оазис» и Bravo никак не могли решить между собой, кто прав, а кто виноват, под раздачу попали несчастные туристы, не имеющие возможности вылететь из тунисского города Монастир и несколько суток пребывающие в неведении, когда же они смогут все-таки вернуться домой. Спустя некоторое время оператор пообещал выплатить людям средства, которые и так полагались им по закону, назвав такой ход «выходом из кризисной ситуации». Тем не менее, неприятный осадок после такого «экстремального туризма» остался в памяти пострадавших путешественников еще надолго. 

Результатом всей этой ситуации стало заявление министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна о рекомендации Министерству экономического развития и торговли Украины лишить туристического оператора Oasis Travel лицензии.

Проблемы с рейсами Bravo Airways и YanAir 

Из первого пункта логически вытекает и второй, на этот раз касающийся не туроператора, а перевозчика. Ввиду вышеописанной ситуации постоянно на слуху было как имя Oasis Travel, так и Bravo Airways – партнеров, обвинивших друг друга в невыполнении договорных обязательств. 

Впрочем, сбой чартерной программы «Оазиса» в Тунис – это не единственная печальная ситуация, связанная с авиакомпанией, так как задержки и отмены рейсов у нее наблюдались и по другим направлениям. К примеру, 28 июня был отменен рейс не только в Монастир, но также в Даламан и Тиват, а на следующий день – в Хургаду. Кроме того, многочисленные задержки наблюдались на рейсах в Ларнаку, Афины и Бейрут. Еще одним фееричным событием, которое облетело практически все соцсети и информационные ресурсы, стало повреждение одного из бортов авиакомпании, который 14 июня выкатился при посадке за пределы взлетно-посадочной полосы аэропорта «Киев». Причем после поломки восстанавливать его не стали, а эвакуировали с летного поля на специальную площадку с целью дальнейшей утилизации. Соответственно, потеря одного борта повлияло на дальнейшее расписание перевозчика. 

Конечно, такое не могло пройти бесследно, и после огромного количества проблем с Bravo туроператоры стали в срочном порядке уходить от сотрудничества и переносить свои блоки на рейсы других авиакомпаний, а турагенты не хотят бронировать туры, где перевозчиком выступает печально известная компания. 

В списке перевозчиков, репутация которых оставляет желать лучшего, оказалась и YanAir. К слову, негативные события, в которых фигурирует данный перевозчик, напрямую связаны и с туроператором Join Up!. Так, к примеру, выполняя чартерный перелет данного оператора, самолет YanAir должен был доставить около 140 путешественников из Одессы в испанскую Барселону. Сначала его задержали на час, а потом, буквально через пару минут после взлета, не набрав даже и трех тысяч метров, самолет развернулся обратно. В итоге выяснилось, что не работает система наддува и поддержания давления в пассажирском салоне, а это значит, что, дальнейший полет по маршруту был невозможен. Но что делать туристам, попавшим под раздачу? У них было два варианта – либо ожидать починки самолета, так как менять борт никто не собирался, и вылетать в Барселону, либо отказываться от повторного вылета и таким образом терять уплаченные за тур деньги. 

Самое интересное, что в тот же день случилась еще одна подобная ситуация. Борт авиакомпании YanAir должен был совершить перелет Харьков – Батуми. С часовым опозданием самолет набрал высоту, но после 15 минут полета экипаж резко изменил курс в сторону Киева и стал снижаться. Причиной также послужила поломка борта, но какая именно – точно не известно. В ноябре произошло еще одно событие, также связанное с компанией Join Up!. Рейс Киев – Шарм-эль-Шейх осуществил вынужденную посадку в аэропорту города Каир. Как сообщалось на официальном сайте туроператора, причиной якобы послужила драка пассажиров на борту, и в соответствии с авиационными нормами экипаж не мог продолжить полет, так как закончилось его летное время. 

Впоследствии расследованием авиационных происшествий занялось Национальное бюро по расследованию авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами (НБРГА), в результате которого YanAir рискует лишиться сертификата эксплуатанта, дающего ей право осуществлять пассажирские авиаперевозки. 

Серия провалов у авиакомпании SkyUp

В прошлом году туристическое сообщество облетела многообещающая новость: на украинский рынок выходит новая авиакомпания SkyUp. Реклама была громкой, и запуск первых рейсов был анонсирован на апрель, однако этого не произошло. Уже тогда компания не сдержала свое первое обещание, так как не смогла начать полеты в указанное время. Причиной было названо якобы отсутствие сертификата эксплуатанта, который перевозчик не успел получить к заявленному сроку. В мае данный сертификат был получен, что дало право выполнять запланированные рейсы. 

Тем не менее, это было лишь начало всех тех неприятных событий, которые ожидали SkyUp далее. Пожалуй, главный минус авиакомпании в целом – это то, что свою деятельность они начали с обманов, которые не прекращаются и по сей день. Еще на старте компания пообещала летать из Киева в Одессу по привлекательной стоимости – 499 грн. за человека. Тем не менее, это так и не воплотилось в реальность, более того – перевозчик до сих пор не выполняет запланированные рейсы по Украине, продолжая лишь «кормить» туристов обещаниями. Естественно, этот факт порождает обоснованные сомнения в их порядочности и заставляет подумать дважды, прежде чем бронировать билеты на будущее. На данный момент авиакомпанией заявлена масштабная полетная программа на летний сезон, анонсированы новые направления, названы смешные цены на билеты – но в связи со сложившейся ситуацией люди уже не верят громким заявлениям. 

Не обошлось и без других неприятностей. Будто переняв эстафету у печально известного перевозчика Bravo Airways, новая авиакомпания стала наступать на те же грабли, «радуя» туристов и агентов чередой отмен и переносов рейсов. Так, в декабре более 170 туристов застряли в аэропорту «Борисполь», пытаясь вылететь на отдых в Египет. Злополучный рейс отменялся 5 раз, и при этом каждый раз придумывались новые отговорки, которые совсем не успокаивали уставших и разозленных туристов. Следующим инцидентом стали отмены рейсов по направлению Киев – Шарм-эль-Шейх. В целом, с этим самолетом вообще творилось нечто непонятное: изначально он должен был сесть в аэропорту «Киев» (Жуляны), а в итоге прилетел в Борисполь. Скорее всего, данный борт страдает из-за дефекта, что и послужило причиной непрекращающейся серии отмен. В итоге авиакомпания не выполнила один рейс, а другой перенесли на 22 часа. 

На данный момент Государственная авиационная служба Украины разрешила SkyUp осуществлять ряд новых регулярных рейсов. Но вот «взлетят» ли они? Нам остается лишь надеяться, что компания сможет преодолеть все трудности и учтет прошлогодний печальный опыт. 

Join Up! – путь от любви до ненависти

Пожалуй, имя данного туристического оператора не сходило с уст как туристов, так и туристических агентов на протяжении всего года. И если поначалу Join Up! позиционировался как лидирующая компания на украинском туристическом рынке, то впоследствии все чаще стал появляться в новостных сообщениях об обмане туристов, массовых переносах и отменах рейсов, непоселениях в забронированные отели и испорченном отдыхе десятков тысяч наших соотечественников. 

По вине оператора сотни туристов застревали в аэропортах и были лишены возможности вовремя вернуться домой, были вынуждены менять свои планы из-за вовсе отмененных рейсов, и даже сомневались в реальном существовании приобретенных ими билетов. И таких случаев отмечалось настолько много, что все перечислять можно очень долго (о самых громких из них мы еще расскажем). В итоге деятельностью компании заинтересовался комитет Верховной Рады по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма, порекомендовав ускорить осуществление проверки соблюдения ею антимонопольного законодательства, а также усилить контроль за осуществлением досудебного расследования всех начатых уголовных производств относительно нарушения прав потребителей туристических услуг. 

Что же пошло не так? Почему компания, которая была номером один, так резко потеряла доверие многих украинцев? Вопрос остается открытым, и нам лишь хочется верить в то, что в дальнейшем оператор сделает соответствующие выводы и сможет обеспечить туристов качественным продуктом.

Проклятие острова Хайнань

Еще одним громким событием, связанным с туроператором Join Up!, стала эпопея под названием «Чартерная программа на остров Хайнань». Вначале все было очень воодушевляющим и интригующим: новое перспективное направление, масштабная рекламная кампания и немало заинтересованных туристов. Но вслед за красивыми обещаниями последовали постоянные разочарования. 

Заявленная полетная программа отменялась раз за разом, и тревожное чувство только усиливалось из-за подозрительной схожести подобной ситуации в соседнем государстве. Российский туроператор «Жемчужная Река» также объявил о старте чартерных рейсов на остров Хайнань, после чего туристы, которые приобрели билеты у данной компании, стали заложниками острова и не смогли вовремя вылететь домой. 

У отечественного оператора дело также обстояло совсем не радужно. Изначально рейсы из Киева на остров Хайнань должен был выполнять перевозчик МАУ, но данная программа в итоге была отменена. Но вслед за этим появилась новость о старте нового чартера – уже на крыльях авиакомпании SkyUp, и датой начала было названо 27 сентября. Но задуманному не было суждено сбыться, и последовала череда переносов – вначале на 4 декабря, затем на 16 декабря, а после этого – на 25 декабря. Причины каждый раз назывались разные: то виной всему была якобы повышенная загрузка аэропорта, то задержка в получении всей разрешительной документации на осуществление полетов, то ожидание слотов. Что из этого в действительности имело место – можно лишь догадываться. Но факт, что туристы, которые уже настроились на путешествие, должны были отказаться от своих планов по вине оператора, остается фактом. И каким дальше будет развитие событий – это лишь вопрос времени.

Прекращение деятельности «Натали Турс»

В этом году туроператоры буквально один за другим приносили печальные вести, и следующим на очереди стала компания «Натали Турс». Громом среди ясного неба стало заявление о том, что в связи с неблагоприятным развитием переговорного процесса с принимающими партнерами за рубежом «Натали Турс» не может гарантировать обеспечение выполнения обязательств по реализации части туристических услуг. Все услуги по наземному обслуживанию в рамках заказов с периодом реализации с 04 июля 2018 года по 30 сентября 2018 года включительно были аннулированы

Все дело в том, что сбои в работе украинского офиса туроператора были напрямую связаны со сложностями главного офиса в России. По всей видимости, у обоих представительств был общий контракт в отелях и одни и те же принимающие компании. 

В итоге от данной ситуации пострадали около 200 агентов. В украинском офисе ТО приняли заявление на получение компенсаций от агентств, чьи туристы бронировали туры, но так и не отправились в путешествие. При этом ответа не последовало, сайт не работал, а номер «горячей линии» оператора также был отключен. Единого мнения о том, чем же вызван данный казус нет, но, согласно одной из версий, причиной может быть внутренний конфликт или даже влияние обычного человеческого фактора.

Влияние военного положения на туристическую отрасль

Еще одной довольно противоречивой новостью стало сообщение о введении военного положения в некоторых областях нашей страны. Такое событие произошло впервые в истории независимой Украины, и никто не знал, как оно отразится на всех областях общественной жизни, в том числе и туристической деятельности. Именно поэтому сложившейся ситуации стали опасаться все – и туроператоры, и турагенты, и сами туристы, которые в панике начали отказываться от уже забронированных туров. 

В результате всеобщего непонимания происходящего и излишних опасений в целом спрос на туры уже на первой неделе упал примерно на 40%. Причем стоит отметить, что эта тенденция затронула все регионы страны, а не только те, в которых было введено военное положение. 

Но данная ситуация действительно противоречивая, ведь некоторые агенты, наоборот, никакого спада не отмечали. Если одни туристы боялись неопределенности и отказывались от путешествий, то другие обернули положение на свою пользу и спешили оплатить забронированные путевки по более низкому курсу, не дожидаясь очередного скачка.

Украина – в двадцатке самых опасных стран для туризма

Ежегодно Всемирный экономический форум публикует список из 20 стран, считающихся самыми опасными для туризма. Согласно опубликованным данным, самой опасной была признана Ангола, а Украина оказалась на 10 месте. Перед нашей страной в списке в обратном порядке следуют Таиланд, Ямайка, Южная Африка, Гватемала, Чад, Бангладеш, Мали, Ливан и Филиппины. 

В процессе формирования данного рейтинга учитываются риски, которым подвергаются туристы и предприятия в этой стране, и которые связаны с безопасностью и возможностью получения серьезного ущерба для людей. В частности, во внимание принимается степень насилия и терроризма, характерная для той или иной страны. 

Почему же Украина оказалась в таком нелицеприятном положении? Не секрет, что в последние годы в стране наблюдается рост уровня организованной преступности, а также количество преступлений, совершенных с применением незаконного оружия.

Комментариев нет