Актуально:

Нарушения прав туристов: тучи сгущаются над Join Up! и Оазис

Нынешний летний туристический сезон ознаменовался целым рядом серьезных нарушений, от чего пострадали десятки тысяч наших соотечественников, потерявших возможность отправиться в свой долгожданный отпуск, либо вместо отпуска получивших бесконечные сутки ожиданий в аэропортах, фейерверки непоселений в забронированные отели и откровенный обман туроператоров. 

На своем заседании комитет по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма в порядке контроля рассмотрел проблему массовых нарушений прав украинских туристов в туристическом сезоне 2018 года. Депутаты А. Палатный и А. Романова назвали главных виновников туристического коллапса, которыми, по их мнению, оказались компании Join Up! и Оазис. В результате Кабмину порекомендовали разработать изменения в Закон «О туризме» и ускорить осуществление проверки туроператоров Join Up! и Оазис. 

Преступление и наказание

На самом деле, ни для кого не секрет, что главными действующими лицами в скандальных событиях туристического сезона 2018 года стали небезызвестные туроператоры Join Up! и Оазис. В связи с этим профильный комитет ВР обратился в Генпрокуратуру АМКУ с рекомендацией провести проверку сдерживания туристическими операторами антимонопольного законодательства, в том числе относительно туристических компаний ООО «Оазис Тревел Украина» и ООО «Джоин АП» и всех его дочерних компаний, а также других юридических лиц, работающих под брендом Join UP!, на предмет соблюдения лицензионных требований. Эти меры могут иметь для недобросовестных туроператоров далеко идущие последствия.

Комитет также рекомендовал Генеральной прокуратуре усилить контроль за осуществлением досудебного расследования всех начатых уголовных производств относительно нарушения прав потребителей туристических услуг, касающихся туристических компаний ООО «Оазис Тревел Украина» и ООО «Джоин АП» и всех его дочерних компаний, а также других юридических лиц, работающих под брендом Join UP!. В обсуждении приняли участие пострадавшие туристы, представители центральных исполнительных органов и представители туристических организаций. 

В связи с этим открытым остается вопрос, сможет ли туроператор, который позиционировал себя как №1 на отечественном рынке, выдержать этот серьезный удар. Несмотря на то, что проблемный летний сезон уже позади, на данный момент все еще острой осталась проблема переноса рейсов на авиакомпаниях Sky Up и Bravo, осуществляющих авиаперевозки для вышеупомянутого туроператора. Об этом свидетельствуют и результаты рейтинга пунктуальности авиакомпаний за ноябрь 2018 года, опубликованного Министерством инфраструктуры. Так, пунктуальность перевозчика «Скай Ап» составила 69,7%, а «Браво» – 66,7%. Даже в условиях небольшой загруженности и относительно спокойного зимнего сезона данным компаниям все же не удается обеспечить украинских туристов спокойным отдыхом без задержек и переносов вылетов.

Читайте также: АМКУ в 2019 году намерен провести проверку рынка туристических услуг

Ключевые причины проблем на туристическом рынке

В ходе заседания глава комитета Артур Палатный также проанализировал положения законодательства в туристической сфере и выявил ряд неработающих положений. Так, было определено, что не работает инструмент финансовой гарантии, который регулируется статьей 15 Закона Украины «О туризме». Это означает, что в случае прекращения деятельности туроператором туристы не смогут вернуть свои денежные средства, даже если ими будет выиграно дело в гражданском суде. 

Также нерабочей оказалась статья 20 Закона Украины «О туризме», касающаяся проблемы непоселения в отель, так как на практике туристу, которого не поселяют, приходится соглашаться на альтернативу худшего качества, чтобы не остаться без отпуска и без денег на новый тур, возвратившись в Украину ни с чем. 

Проблема возникла и в пункте 23 лицензионных условий: как выявилось, поданные отчеты большинства туроператоров с действующими лицензиями не проходят элементарную проверку на соответствие действительности. 

Кроме того, не работает норма, описанная в пункте 8.1 Правил чартерных перевозок, утвержденных Министерством инфраструктуры, согласно которой обязует чартерного перевозчика вернуть пассажиров в сроки, указанные в оформленных билетах. 

Решительные действия 

По итогам обсуждения всех выявленных нарушений, в своем обращении к Премьер-министру Украины глава комитета Артур Палатный отметил, что нарушения прав украинских туристов стали традицией, а государственные органы, которые должны моментально реагировать и решать вопросы, заняли позицию наблюдателей. Регулярные невыполнения условий туроператорами, прописанных в договоре, приводят к постоянным нарушениям прав туристов. И поэтому особенно серьезно сегодня стоит вопрос о защите украинских туристов за границей и их своевременного возвращения в Украину. Он попросил Владимира Гройсмана дать поручения соответствующим органам исполнительной власти относительно разработки и совершенствования механизма защиты прав отечественных туристов. 

Таким образом, Комитет по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма рекомендовал Кабинету министров подготовить и внести в Закон «О туризме» изменения относительно внедрения права туроператора реализовывать туристические услуги путем формирования и выдачи электронного ваучера через Единый реестр электронных ваучеров

Правительству также рекомендуется поручить Министерству экономического развития и торговли вместе с Министерством финансов разработать механизм новой эффективной системы налогообложения

Следующим шагом комитета стала рекомендация поручения Министерству экономического развития и торговли внедрить действенный механизм идентификации участников туристического рынка (а именно, создать Реестр участников туристического рынка – туроператоров и турагентов).

Кроме того, рекомендуется ускорить принятие Постановления Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в Лицензионные условия осуществления туроператорской деятельности» (относительно усиления ответственности туроператоров и турагентов, где, в частности, предусмотреть обязательство туроператоров начинать продажу туристического продукта, что включает чартерные перевозки, только после заключения договора с поставщиком перевозки, в котором прописать согласованную серию чартерных рейсов с указанием маршрута, начала и окончания серии чартерных рейсов).

Читайте также на TravelSpy: На грани фола: эксперты обсуждают перспективы Join Up!

Комментариев нет