Актуально:

Александр Новиковский: Топовые туроператоры продолжают демпинговать

О том, насколько актуальна в нынешнем туристическом сезоне проблема демпинга на рынке, кто из операторов прибегает к этому инструменту и почему, гонясь за легкими имиджевыми бонусами и прибылью, они в итоге оказываются у разбитого корыта, в эксклюзивном интервью для TravelSpy рассказал директор компании TEZ TOUR в Украине Александр Новиковский.

— Александр, насколько актуальна на сегодняшний день проблема демпинга на туристическом рынке Украины? Изменилось ли что-то со времен того же 2016 года, когда вопрос умышленного занижения цен обострился до предела и турагенты начали писать открытые письма с просьбой урегулировать систему ценообразования?

— С 2016 года ничего не изменилось, тема актуальна и на сегодняшний день. Есть проблематика. Демпингуют топовые операторы, таким образом расчищая себе дорогу к Олимпу, но это все — дорога в никуда. 

Мы видели, чем закончились в этом году определенные попытки на рынке искусственно увеличить объемы продаж: произошло полное фиаско. (Это закончилось. — Ред.) полным поражением некоторых операторов, снижением, сокращением полетных программ. Мы говорим о Join Up!, в первую очередь. Видели десятки тысяч туристов, которые пострадали от всех этих действий, манипуляций и прочего. 

Потому можем сказать, что эта тема не исчезла. Может быть, она не так остро (ощущается. — Ред.) конкретно в данный период — в конце августа, но до августа месяца она присутствовала. 

— Чем обусловлены действия этих туроператоров? Очевидно же, что демпинг — это всегда определенная доля риска, в том числе, для самой компании.

— Туроператоры рассчитывают таким образом популяризировать свое имя на рынке, показать себя самым сильным игроком и завоевать определенное доверие. А уже дальше, завоевав это доверие, получив свою какую-то высокую ступень в рейтинге, они начинают якобы зарабатывать деньги. Но, к сожалению, это все неправда.

Те убытки, которые несет туроператор благодаря такому демпингу, никогда не окупятся в краткосрочной перспективе. А в долгосрочной — ему все равно приходится конкурировать со своими коллегами, которые не отстают, и этот разрыв становится очень длительным. Окупить свои демпинговые шаги за 3, иногда — 4, иногда и 5 лет, достаточно сложно. Поэтому, если туроператор делает это (демпингует. — Ред.) не один год, то, понятное дело, что вероятность его стабильной работы достаточно низка. Если он, конечно, не обладает какими-то многомиллионными инвестициями и это такой а-ля маркетинговый шаг. Но мировая экономика, мировая практика показывает, что все это заканчивается очень плачевно. 

— Говоря о нынешнем сезоне, вы упомянули Join Up!. А, какие наиболее плачевные примеры прошлых лет, связанные с демпингом, можно привести?

— Наиболее плачевный пример, который можно привести, это банкротство компании News Travel.

Также мы видим, что приостановлена деятельность туроператора Idriska Tour. Прошел практически год, сотни пострадавших, а воз и ныне там. Суды бездействуют, туристы пострадали, никто компенсацию получить не может.

— По каким направлениям демпингуют в этом году туроператоры? 

— Это касается преимущественно тех направлений, по которым ведется основная конкурентная работа. В основном это массовый сегмент, массовые рынки: Турция, Египет, Таиланд, ОАЭ, Шри-Ланка. А также те программы, куда ставятся короткие цепочки под праздники. Например, это могут быть новогодние европейские направления, горнолыжные. 

Вот там, где оператор хочет продать больше, он выкупает какую-то определенную квоту перевозки, формирует свой турпакет с учетом этой перевозки и пытается найти своего потребителя. Не находит его и в итоге либо вынужденно «подгорает», либо заранее, заведомо формирует убыточные цены и потом начинает выдавливать нужную себе цену вместе с этим минусом и убытком у отеля, шантажируя его и ставя перед фактом того, что ему нужна какая-то поддержка… 

— Государство в силах влиять на эту ситуацию?

— К сожалению, сегодня государство отдельно, а рынок отдельно. И для того, чтобы таких шагов не было или, по крайней мере, хотя бы люди были защищены, во-первых, нужно вводить жесткий мониторинг, а, во-вторых, финансовую ответственность туроператора за нанесенный ущерб. В таком случае эти инструменты будут менее действенные и востребованные.

— Как в целом на рынок влияет деятельность туроператоров, прибегающих к демпингу? Доставляет ли это в конечном итоге проблемы другим его игрокам?

— Смотрите, когда есть одинаковая стоимость отеля, плюс-минус равные стоимости перелета и сервиса, разница в цене на туристический продукт (двух разных туроператоров. – Ред.) может быть на уровне 1%. Но, когда один оператор начинает искусственно занижать его стоимость, то цена очень часто разнится на 10-15%, а иногда и на все 20%. 

И, если цена у конкурента, допустим, на 10% ниже базовой (такой как у всех), то как оператор (у которого цена выше демпинговой. – Ред.) может продать свой турпродукт? Безусловно, ему сложно это сделать. И он вовлечен в эту игру. Потому что все работают на одном рынке. 

Если конкурент продает, условно говоря, гостиницу на Новый год и снижает ее стоимость на 10%, то соответственно: а) он быстрее продает свой продукт; б) мой продукт раскупается хуже. Я либо вынужден тоже снизить свою стоимость до уровня цены конкурента, либо же просто рассчитывать на чудо, что у него закончится объем перевозки и квота мест в этом отеле, и я тогда продам продукт по своей стоимости. Но тогда в любом случае продавать значительно сложнее. Ведь, когда он на рынке продавался, условно говоря, по 100 грн, а сейчас — по 110грн, люди говорят: «А нас обманывают, будем ждать, пока цена снизится до 100 грн.». 

Поэтому да, это все наносит ущерб операторам — и финансовый и, в том числе, имиджевый.

— И расшатывается в итоге весь рынок…

— Совершенно верно.

Комментариев нет