Актуально:

Олег Кулик: Ситуация с задержками рейсов вошла в умеренную фазу

О том, что сегодня происходит на туристическом рынке Украины, почему операторы в экстренном порядке оптимизировали полетные программы в турецком направлении и как зарабатывают недобросовестные игроки рынка на овербукинге, в эксклюзивном блиц-интервью для Travel Spy рассказал директор сети туристических агентств «Поехали с нами» Олег Кулик

— Олег, с чем, на ваш взгляд, связаны возникшие проблемы на туристическом рынке в этом сезоне? 

— На самом деле, проблем на рынке несколько. Одна из них связана с задержками рейсов. Но можно констатировать, что она вошла сейчас в какую-то умеренную фазу. Последние пару недель все же не было серьезных и очень длительных задержек рейсов. Бывают, конечно, случаи у определенных авиакомпаний, когда задерживаются отдельные самолеты, но какого-то коллапса уже, можно сказать, нет. Это связано больше с тем, что некоторые операторы, в частности, тот же Join Up!, серьезно порезали свою полетную программу и освободилось (определенное. – Ред.) количество самолетов, которые были на рынке. Плюс, авиакомпании сократили свою «регулярку». Потому такой нагрузки, как в июне, на флот авиакомпаний, в принципе, сейчас нет. Вернее, она есть, но ее объем существенно уменьшился. 

Вторая ситуация, которая сейчас возникает — это то, что ряд операторов существенно оптимизировали свои полетные программы, в частности, по региональным вылетам… 

В данном контексте стоит также отметить, что в этом году наблюдается переориентация туристов с турецкого направления (по которому, в частности, были порезаны полетные программы. – Ред.) на египетское. И роста по Турции, как планировали операторы в начале сезона, мы не наблюдаем. Даже в июле видим частичное уменьшение спроса на это направление по сравнению с этим же периодом прошлого года. В то же время, по Египту он вырос больше чем в два раза. Туристы выбирают более бюджетный вариант отдыха. К тому же, там сейчас нет такой загрузки отелей, как в Турции, которые в этом сезоне в большинстве случаев находятся в так называемых «стопах». 

То есть получилось, что показатели по ранннему бронированию по Турции были даже лучше прошлогодних, но, когда дело дошло до середины сезона, до пика, продажи по ней несколько упали и у многих операторов идет недозагрузка бортов. Ежедневно в этом направлении улетают от 5 до 15 недозаполненных рейсов. Естественно, ввиду такой переориентации рынка идет сокращение полетных программ по Турции. Операторы не могут очень долго летать, когда у них борта не грузятся, им приходится продавать в минус путевки…

— Сокращение полетных программ связано лишь с переориентацией туристического потока или есть еще какие-то причины? Возможно, туроператоры просто неправильно оценили свои возможности? 

— Операторы, когда планировали полётную программу, действительно, переоценили спрос. То есть, если мы говорим о той же Турции, то, как я уже сказал, на этапе раннего бронирования спрос на нее был очень хороший, однако в высокий сезон он существенно упал. 

При этом вырос рынок Египта, и операторы нарастили количество полетных программ туда. Если прошлым летом по этому направлению работали буквально 3-4 туроператора (а в позапрошлом 1-2), то в этом – все. 

Полетные программы оптимизировали многие операторы. Но больше всего, мне кажется, сократил их Join Up!. Он не единственный, кто порезал «полетку», в том числе, региональную, и «горят» сейчас многие операторы, не только этот. Но у него загрузка на данный момент из-за полученного удара по репутации в связи с задержками рейсов, наверное, хуже всего. 

— Вы затронули проблему перезаполненных отелей. В этой связи нельзя не поднять вопрос, касающийся участившихся жалоб в закрытых группах в социальной сети Facebook относительно непоселения туристов в отели. Сталкивались ли вы с подобным в этом году и насколько критична ситуация на текущий момент?

— Практика овербукинга была всегда. Просто в разные моменты она проявлялась по-разному. И, действительно, когда в Турции была недозагрузка и когда там не было российского рынка в 2016 году, многие операторы научились не бронировать отели заранее, а потом собирать заявки и в последствии зарабатывать на этом. То есть торговаться с отелями, получать более выгодные цены и дополнительную прибыль. Но такая схема была возможна тогда, когда отели были недозаполнены. 

В прошлом году мы наблюдали картину, когда опять-таки некоторые операторы пытались повторить эту историю, но у них не получилось и это приводило к более частым овербукингам.

В этом году овербукинги, конечно, встречаются время от времени, но их существенно меньше, чем в прошлом. Я бы не говорил о том, что операторы массово пытаются заработать и не бронируют отели, но отдельные случаи все-таки происходят. Понять в конечном итоге, кто в данном случае виноват – отель или оператор — достаточно сложно. Потому что отель никогда не признается, что эта ситуация произошла по его вине, а оператор, понятно, не признается, что он, например, не бронировал отель. Я склоняюсь к тому, что как раз в этом году те случаи, которые происходят по непоселению туристов в забронированные отели, больше связаны с отелями, чем с операторами. Хотя, исключать в отдельных случаях не совсем корректную работу некоторых операторов тоже нельзя. 

— За счет чего туроператоры зарабатывают на овербукинге? 

— Овербукинг может быть по двум причинам: отель продал больше номеров, чем есть (и такое часто случается) или оператор действовал в своих интересах. 

Если мы говорим о выгодах оператора, то в этом году на овербукинге он заработать не может. Но, например, в позапрошлом году они зарабатывали следующим образом: собирали от туристов заявки и не подавали их в отель, не бронировали его. А дальше, когда подходила какая-то дата, проходило какое-то время, они шли в отель и говорили, что якобы по этим ценам ничего не грузится, предлагали сделать акцию, опустив стоимость на какой-то процент. 

Отель опускал цену, а оператор сразу же давал все те заявки, которые были у него забронированы до этого и получал таким образом сверхдоход. Но это было возможно тогда, когда отели стояли незаполненными. То есть, когда с ними можно было торговаться, когда свободны были номера и отелю было проще снизить цену и получить те заявки, которые есть у оператора, чем вообще их не получить. 

На сегодняшний день отели не идут на такие вещи, у них и так все хорошо с загрузкой. Поэтому операторы в этом году в овербукинг целенаправленно, я думаю, не играют. Это экономически нецелесообразно. 

— А в прошлом году кто из туроператоров больше всего «грешил» в этом направлении?

— На самом деле, овербукинг — это та тема, которая была у всех операторов, но у кого-то их было в процентном соотношении больше, у кого-то меньше. Я не буду сейчас называть операторов, у которых таких ситуаций, согласно нашему рейтингу, было больше всего. Скажу только, что их там было два основных. 

Но, опять-таки, бывает такое, что этим может грешить не оператор здесь на месте, а принимающая сторона. Есть понятие – оператор отправляющий, который здесь, а есть принимающая компания на месте. И отправляющий оператор может этого не делать, а принимающая компания наоборот может пытаться на этом заработать.

Комментариев нет