Актуально:

Что за птица SkyUp? 9 главных фактов о новой авиакомпании

Владельцы

По данным государственного реестра, основателем и владельцем SkyUp является компания "ACS-УКРАИНА", которая занимается бронированием и продажей билетов. Это же предприятие является учредителем туроператора JoinUp. Конечными бенефициарами всех компаний выступают Юрий и Татьяна Альба. Эту информацию сегодня подтвердил и сам Юрий Альба. "Единственным акционером и основателем является ООО "ACS-УКРАИНА", совладельцем которого являюсь я. Это полностью частная авиакомпания", - отметил он.

SkyUp - не авиакомпания JoinUp?

Близость SkyUp к туроператору JoinUp обусловлена не только общностью владельцев. Офисы обеих компаний находятся в одном здании - на Харьковском шоссе, дом 201-203, буква 2а. (К слову, в этом же здании находится офис авиакомпании МАУ). К тому же, телефон у SkyUp и JoinUp также общий. Несмотря на это, авиакомпания готова к сотрудничеству с другими туроператорами.

"Во многих СМИ писали, что JoinUp открыла для себя авиакомпанию. Это не так. Мы открыты для всех. JoinUp является нашим стратегическим партнером и заказчиком наших рейсов. Но у нас могут быть и другие заказчики рейсов. Мы открыты для сотрудничества", - прокомментировал генеральный директор SkyUp Евгений Хайнацкий.

Национальная, но не государственная

Долгое время министр инфраструктуры Владимир Омелян говорил о создании национального лоукостера как о дочернем предприятии иностранного перевозчика. Летом 2017 года он заявил: "Переломить ситуацию с монополией одного отечественного авиаперевозчика позволит создание новой авиакомпании в сегменте лоукоста. Это частные инвестиции: 51% - Украина, 49% - иностранцы". Однако, у SkyUp нет иностранных инвестиций.

"Это авиакомпания со 100-процентным украинским капиталом. Она не является государственной, она национальная", - заявил министр инфраструктуры. При этом Юрий Альба уточнил: "Государство не вложило ни одной копейки".

Маршрутная сеть

Свою деятельность SkyUp начала с выполнения чартерных рейсов в Шарм-эль-Шейх. Чартерными направлениями авиакомпании заявлены Турция (Анталия, Бодрум, Даламан), Египет (Шарм-эль-Шейх, Хургада), Черногория (Тиват), Испания (Пальма-де-Майорка, Тенерифе, Аликанте), Албания (Тирана), Италия (Римини), Болгария (Бургас, Варна), Кипр (Ларнака), ОАЭ (Дубай).

Также перевозчик запускает регулярные рейсы. По Украине SkyUp планирует с июня 2018 года по трем направлениям: Киев-Одесса, Харьков-Одесса и Львов-Одесса. Эксперты сходятся на том, что внутренние рейсы необходимы SkyUp, чтобы не гонять самолеты порожняком между аэропортами. Гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий рассказывает, что подобную практику украинские чартерные авиакомпании использовали и ранее. "Это тот же самый продукт, который в свое время использовал Air Onix", - говорит эксперт.

"Не стоит исключать и элемент пиара. Естественно, что билеты по 500 грн привлекут внимание пассажиров. Скорее всего, это будет начальная цена, а когда откроются продажи, мы увидим и более высокие цены. Это вполне логично, ведь авиакомпания не будет работать себе в убыток", - указывает авиационный эксперт Сергей Хижняк.

Бывший руководитель департамента авиации МИУ Андрей Ярмак хвалит планы SkyUp по активизации внутреннего сообщения, но с настороженностью говорит о будущем этих рейсов. "Авиакомпания выбрала привлекательные маршруты на внутреннем рынке. В Одессу будут выполняться три рейса из крупнейших городов страны - Киева, Харькова и Львова. Опыт других перевозчиков, например, "Браво", показывает отсутствие постоянного платежеспособного спроса", - утверждает эксперт. И Сергей Хижняк, и Андрей Ярмак считают, что рейсы в Одессу, скорее всего, будут сезонными.

Помимо внутренних, регулярными будут и несколько международных рейсов. Речь идет о Киев- Барселона, Киев-Дубай, Киев-Ларнака. По словам экспертов, на этих направлениях SkyUp пытается обойти действующие ограничения. Эти рейсы, хоть и будут формально регулярными, но в реальности будут чартерными. "Согласно действующему законодательству, чартерные авиакомпании не могут летать на тех направлениях, где есть регулярное сообщение. По всем трем указанным направлениям уже выполняются регулярные рейсы, поэтому SkyUp подал заявки на регулярные рейсы. Но базовую загрузку будут обеспечивать туроператоры, в свободной продаже будет доступна лишь часть мест", - считает Андрей Ярмак.

Флот

Стартовал SkyUp с двумя самолетами Boeing 737-800 емкостью 189 кресел, но в 2019 году флот авиакомпании увеличится до 6 самолетов, в 2020 году - до 8, 2021 году - до 10 и в 2022 году - до 12 самолетов. Все самолеты SkyUp будет брать в сухой лизинг

Отметим, что самолеты производства "Антонов" авиакомпания не планирует привлекать в свой флот. "К сожалению, они не соответствуют международным требованиям", - посетовал Евгений Хайнацкий.

Инвестиции и прибыль

Для покупки самолетов Boeing 737-800, найма персонала и для прочих расходов необходима немалая сумма. Совладелец SkyUp Юрий Альба отказался назвать, сколько инвестиций было вложено в создание авиакомпании. "Это очень пикантный вопрос", - аккуратно он ушел от ответа. При этом Юрий Альба намекнул, что часть денег была привлечена в качестве кредитных средств.

В SkyUp с уверенностью смотрят в будущее, и уже в первый год хотят стать прибыльными. "Компания создавалась по модели окупаемости с первого дня, поскольку изначально доля чартерных перевозок будет значительно больше, чем регулярных. Чтобы нам выйти на рынок регулярных перевозок, нам нужно время для получения всех разрешений", - заявил Евгений Хайнацкий.

Пассажиропоток

По итогам 2018 года, то есть за 8 месяцев (SkyUp начал полеты в мае 2018 года), SkyUp рассчитывает перевезти 650 тыс. пассажиров. Как утверждает Александр Ланецкий, сейчас поток туристов у JoinUp составляет порядка 500 тыс. человек. "Своим флотом они полностью перекроют потребности JoinUp, также возьмут часть пассажиров у других туроператоров", - отмечает эксперт.

Жизнеспособность SkyUp 

Не так давно президент МАУ Юрий Мирошников прогнозировал провал национального лоукостера. Видимо, тогда руководитель крупнейшего украинского перевозчик имел в виду полноценную бюджетную авиакомпанию, а не чартерную с небольшой долей регулярных рейсов. Опрошенные нами эксперты солидарны в том, что авиакомпания SkyUp выбрала достаточно жизнеспособную бизнес-модель. "Такая модель обеспечит хороший старт. Другой вопрос - что будет дальше? Думаю, в этом плане судьба авиакомпании будет зависеть от динамики развития туристического рынка", - отметил Андрей Ярмак.

Александр Ланецкий настроен оптимистически, говоря о будущем турбизнеса в Украине. "Пока что я не вижу угроз для украинского турбизнеса в ближайшем будущем. Но всегда возможны форс-мажоры в виде какого-нибудь конфликта на привлекательном для туристов направлении", - говорит эксперт.

Конкуренция с МАУ

Появление новой авиакомпании на украинском рынке неизбежно порождает вопрос о конкуренции, прежде всего с МАУ. Опрошенные нами эксперты утверждают, что SkyUp и МАУ работают в разных сегментах. "МАУ в последнее время максимально ушла из чартерных перевозок, они максимально сосредоточились на регулярных рейсах", - отмечает руководитель Friendly Avia Support. В то же время, он считает, что SkyUp может посостязаться с Windrose, которая более сконцентрирована на чартерных перевозках.

Авиаэксперт Сергей Хижняк утверждает, что SkyUp конкурирует с небольшими чартерными авиакомпаниями. "Если говорить о МАУ, то для нее чартерный сегмент не столь значителен. Поэтому вряд ли SkyUp является конкурентом для МАУ. Думаю, начало полетов SkyUp  больше ударит по маленьким чартерным перевозчикам", - подытоживает эксперт.

Генеральный директор JoinUp Юрий Альба вовсе не видит оснований для противостояния с МАУ, скорее, наоборот. "Я стремлюсь к тому, чтобы конкуренты были не только конкурентами, но и коллегами и партнерами",- заявил совладелец SkyUp.

Комментариев нет