Актуально:

Тряска в"Аэрорухе" : есть ли угроза полетам над Украиной?

Государственное предприятие “Украэрорух” оказалось в центре скандала: его руководство обвиняют в коррупции, ходят слухи о массовой забастовке работников накануне финала Лиги чемпионов в Киеве, а Геннадий Москаль жалуется на то, что из-за разборок на предприятии не может начать работу Ужгородский аэропорт. 

Учитывая, что “Украэрорух” занимается организацией всех перелетов над Украиной, такие слухи не вселяют оптимизма. Журналисты узнали, может ли украинское небо закрыться перед финалом Лиги Чемпионов, а также разобрались, как конфликт внутри предприятия влияет на безопасность перелетов.

Обвиняют руководство в коррупции

СМИ всколыхнуло заявление экс-главы “Украэроруха”, а ныне представителя профсоюзов Кирилла Полищука, о возможной забастовке диспетчеров. Она могла бы полностью парализовать воздушное движение не только над Украиной, но и для половины Европы. Полищук заявил, что решение о забастовке обсуждалось во время заседания трудового коллектива “Украэроруха”. Он не исключил, что старт акции может совпасть с проведением в столице финального матча Лиги Чемпионов УЕФА.

“Я не могу вместо коллектива принимать решения. И не могу говорить о каких-либо датах. Я могу сказать одно, участники Трудовой конференции выразили готовность к таким радикальным мерам. Их требования полгода игнорируются Министерством инфраструктуры Украины. Обращения коллектива и профсоюзов о том, что “Украэрорух” не должны возглавлять люди, фигурирующие в уголовных делах о коррупции, никому не интересны. Более того, отдельные чиновники министерства пытаются “закрыть рот” и сотрудникам ГП, и профсоюзам”, - уточнил он.

По словам Полищука, требование работников “Украэроруха” – это выполнение решений трудового коллектива. “Коллектив решил и выразил недоверие директору Бабейчуку и его замам. Причина недоверия этим людям и таких требований в том, что при указанных чиновниках из предприятия было выведено 405 млн гривен на банк-банкрот “Платинум банк”. По нашему мнению, это была банальная схема разворовывания бюджетных средств. Сейчас по этому факту открыто уже три уголовных дела, а их фигуранты продолжают руководить “Украэрорухом”, - уточнил Полищук.

На самом предприятии заявили, что предпосылок к забастовке на данный момент нет, и Полищук всего лишь распускает слухи. Аналогичный ответ мы получили в Министерстве инфраструктуры, где добавили, что обвинения Полищука ничем не обоснованы. Тем не менее, как оказалось, обстановка на предприятии действительно напряженная, хотя там и стараются не подавать виду.

Профсоюзы накаляют обстановку

Как удалось узнать “Вестям”, на предприятии сейчас действуют четыре профсоюза, которые не очень дружат между собой. К тому же, каждый из профсоюзов находится под внешним влиянием политиков, которые хотят превратить их в свой инструмент в борьбе за власть на предприятии. Судя по всему, заявление о забастовке также было частью подковерной борьбы профсоюзов и их патронов за влияние внутри предприятия.

Бывший заместитель министра инфраструктуры Владимир Шульмейстер рассказал “Вестям”, что распри внутри предприятия связаны с надвигающимися выборами. “Политики борются за денежные потоки перед выборами. Причем, чем ближе выборы, тем ожесточеннее будет их борьба, в том числе и за такие прибыльные предприятия. Участвуют, как правило, политики из разных лагерей. В случае с “Украэрорухом“ есть большие сомнения, что деньги направляются по назначению”, - говорит Шульмейстер.

Согласно результатам финансового аудита, ГП “Украэрорух” в 2017 году получил почти 315 миллионов гривен чистой прибыли. Всего же на счетах предприятия имеется около полутора миллиардов. По словам Шульмейстера, о забастовке один из профсоюзов решил объявить как раз перед финалом Лиги чемпионов, чтобы громче других заявить о себе.

Но забастовка работников предприятия вряд ли бы выглядела логично, учитывая высокие зарплаты на ГП “Украэрорух”. В месяц диспетчеры зарабатывают в среднем порядка 22 тыс. грн, а с доплатами у некоторых работников зарплата достигает 90 тыс. грн.

Мнения, что забастовка почти невероятна, придерживается и авиаэксперт Сергей Хижняк. При этом эксперт отмечает, что в Европе - например, во Франции, - действительно регулярно происходят забастовки транспортников, в которых нередко принимают участие авиадиспетчеры.Однако перед забастовкой проводятся переговоры, затем происходит предварительная забастовка, которая может длиться до нескольких минут, чтобы показать серьезность намерений. 

“Но мы не Франция, у нас забастовки авиадиспетчеров не особо реальны, – говорит Хижняк. – Конечно, в каждой сфере свои проблемы, но если бастовать по поводу низкой зарплаты будут диспетчеры, их не поймут. У них зарплаты в некоторых случаях – в 10 раз выше, чем средняя по стране. Поэтому скорее тему забастовки накануне финала Лиги Чемпионов используют для сведения счетов. Думаю, информация о забастовках, которая распространяется в информпространстве, имеет ряд признаков фейка“.

Падает качество

Тем не менее, по мнению экспертов, разборки внутри предприятия могут заметно навредить украинским авиаперевозкам, а также испортить туристический имидж страны. Раздутый штат и отсутствие конкуренции ведут монополиста в сфере контроля за авиаперевозками в тупик.

“Украэрорух” сильно перегружен персоналом, с которым практически невозможно расстаться – такова специфика государственных компаний. Деньги, которые предприятие собирает с пролетающих над Украиной судов, банально проедаются, а не тратятся на новые системы навигации, безопасность полетов и автоматизацию”, - говорит Владимир Шульмейстер.

Комментариев нет