Актуально:

Украинская ассоциация туристических агентств — полгода, полет нормальный


Ассоциации нет еще и года — первое собрание было проведено 20 января 2017-го. Первые несколько месяцев члены правления устанавливали контакты между агентами и туроператорами. К весне в ассоциации появился исполнительный директор, который полностью посвятил себя решению множества вопросов. Эту должность занял Павел Григораш, который поделился с TravelSpy промежуточными итогами работы ассоциации и ее планами на ближайшее будущее.

Текст: Ирина Савина

— Основные задачи, которые взяла на себя УАТА, — это решение проблем агентов в правовом поле, просвещение и обучение специалистов. Насколько удалось за полгода обратить внимание на весь спектр вопросов, поставленных перед ассоциацией?

— Действительно, львиную долю времени ассоциация уделяет информированию, обучению агентов, подготовке аналитических статей, которые помогают пролить свет на то, что происходит на туристическом рынке. Кроме того, за эти полгода мы достигли определенных успехов в борьбе с промопрайсами — одной из причин образования ассоциации. Благодаря разработанному нами плагину Best price finder, отображающему реальную стоимость тура для агента прямо на сайте туроператора, в «TUI-Украина» изменили свою позицию по ценообразованию, связанному с промопрайсами, ведь изначально компания зарабатывала на промо за счет агента. TEZ Tour Ukraine полностью отказался от промопрайсов, а в Pegas Touristik (Украина) свели их использование к минимуму — только для закрытия «горящих» дат. Вышеперечисленные действия, смею надеяться, повлияли на решение JoinUp! не вводить промопрайсы на свои туры.

— Выросло ли количество участников ассоциации? И как член ассоциации может влиять на обсуждение вопросов и принятие решений?

— Число членов немного увеличилось, наибольший прирост наблюдался в сентябре, мы связываем это с ситуацией вокруг «Идриска-Тур». Почему агенты не стремятся в ассоциацию? Потому что пока рынок худо-бедно функционирует, каждый гребет самостоятельно. Но как только ухудшится какая-то из его составляющих — либо курс прыгнет, либо платежеспособность туристов понизится — сразу же возникнут вопросы: как дальше жить и выкарабкиваться, какие действия предпринимать. Заранее об этом никто задумываться не хочет. К тому же многие не понимают, в чем смысл ассоциации, чем ее члены, собственно, занимаются и вообще, за что тут платить членские взносы — 250 грн в месяц. Перед нами не стоит задача собрать как можно больше агентов для галочки. Важнее не количество агентов, вступивших в ассоциацию, а общая позиция и приоритеты тех, кто хочет, чтобы рынок нормально функционировал. Но фактически, чем больше агентов объединяется в ассоциацию, тем больше они могут влиять на переговорные процессы с туроператорами или государственными органами.

— Насколько операторы прислушиваются к требованиям ассоциации, хотят с ней сотрудничать? Как они реагируют на ведение ассоциацией независимых рейтингов?

— Действительно, мы провели два опроса и составили по ним рейтинги: «Отношение оператора к туристу» — Tourist-friendly и «Отношение оператора к агентам» — Agent-friendly. Уверен, что туроператоры смотрят наши рейтинги и принимают к сведению эту информацию, хотя и не все заявляют об этом открыто. Наши рейтинги максимально прозрачны и дают четкое понимание, какие показатели оцениваются высоко, а над какими еще нужно поработать. Важно понимать, что задача кого-то возвысить, а кого-то принизить перед нами не стоит. У рейтингов есть и прикладное назначение (для турагентов). Например, видя результаты рейтинга Tourist-friendly и небольшую разницу в цене на аналогичные туры у разных операторов, агент может порекомендовать того или иного оператора, который в сложной ситуации сработает лучше. А для туроператоров это повод не останавливаться в развитии. Мы будем продолжать проводить опросы и составлять такие рейтинги на регулярной основе для того, чтобы можно было сравнить предыдущие показатели с существующими и увидеть динамику изменений.

— Что касается помощи клиентам обанкротившихся туроператоров: так случилось, что ассоциация занялась этим вопросом с «Идриска-Тур». Планируется ли в дальнейшем оказывать поддержку пострадавшим туристам? Как вы видите организацию этого процесса?

— Признаюсь, мы включились в этот процесс от безысходности, просто потому, что больше было некому. Такие функции ассоциации довольно сложно подвести под те или иные пункты устава, чтобы при выплате компенсаций не подставиться самим и не подставить агента. Ведь если у проверяющих возникнет хоть какое-то сомнение в отношении собранных в фонд денег и их целевого назначения, это может послужить причиной исключения ассоциации из списка неприбыльных и к существенным штрафам, чего нам бы не хотелось.

По большому счету, такие проблемы нужно решать на уровне закона. Все, что касается банкротства и возмещения пострадавшим туристам, мы предусмотрели, когда вносили свои предложения и поправки к «Закону о туризме» — в частности пункт о страховании ответственности оператора при невыполнении своих обязательств. Это не может быть банковская гарантия, которая выплачивается только в случае признания оператора банкротом. Тем более фингарантия — это фиксированная сумма, которая даже близко не покрывает убытков пострадавшим от банкротства оператора. Это обязательно должен быть процент от годового оборота туроператора. Мы внесли предложение, в котором указали 5 % от годового оборота туроператора за прошлый год — именно такая сумма позволит покрыть все затраты на компенсацию убытков от банкротства. Но к этому пункту мы добавили несколько оговорок, указывающих на то, что, туристический оператор должен работать «по-белому»: показывать реальный годовой оборот, от которого и будет начисляться страховая сумма. Это важно, так как в законе снова хотят ограничиться фиксированной суммой в эквиваленте 50 тысяч евро для тех операторов, которые не показывали в прошлые периоды никаких оборотов. Такая сумма не является достаточной, чтобы покрыть расходы при банкротстве, и компаниям будет гораздо выгоднее открывать ежегодно новые юрлица, чтобы уходить от страховой суммы в 5 % от оборота. Мы внесли свои предложения и замечания в сопроводительном письме к закону, указав на этот нюанс, и надеемся, что чиновники к ним прислушаются.

— Какие планы на будущее?

— Во-первых, мы готовим серьезный анализ договоров крупных туроператоров с агентами. Для этого мы попросили юристов проанализировать и сделать свои заключения по существующим договорам. Для чего это делается? В первую очередь для того, чтобы на базе уже существующих документов мы пришли к какому-то оптимальному виду договора и набору обязанностей со стороны оператора и турагента. Понятно, что создать идеальный для всех одновременно договор вряд ли получится. Но по крайней мере турагент должен понимать сильные и слабые стороны подписываемого им юридического документа, по которому он будет впоследствии работать с оператором, знать, где договор соответствует законодательству, а где — не совсем.


Во-вторых, в декабре мы запланировали конференцию: «ТУРБИЗ-2018. Как жить дальше?», в рамках которой будет обсуждаться законодательная база. Для этого мы пригласили представителей Минэкономразвития, в частности, уже подтвердил участие Иван Липтуга (президент Национальной туристической организации Украины). Также среди приглашенных — Михаил Титарчук (замминистра экономки Украины), Анна Романова (председатель подкомитета по вопросам туризма в Верховной Раде Украины) — ждем их подтверждения. Нам хотелось бы вместе с участниками поднять правовые вопросы и прийти к какой-то конкретике по законодательным изменениям. Так, летом мы подготовили очень подробный документ, в котором было множество поправок к Закону «О туризме». Мы отправили этот документ в Минэкономразвития и точно знаем, что там его получили, но пока только в одном из комментариев Иван Липтуга упомянул, что в нашем документе им не нравится добавление понятия «субагент». Никаких публичных обсуждений закона пока не было. В рамках осенней выставки UITM я коротко пообщался с Виталиной Мартыновской, которая является заместителем директора департамента туризма и курортов Министерства экономического развития и торговли. По ее словам, проект закона уже готов и в ближайшее время будет доступен для обсуждения. Включает ли проект наши поправки — пока неизвестно. Потому данный вопрос будет поднят на конференции.

Также в круглом столе примут участие две крупные страховые компании, работающие на туристическом рынке — ERV, в лице председателя правления Мирослава Бойчина, и компании «УКРФИНСТРАХ», в лице ее директора Галины Ким. Также к участию приглашены несколько представителей туроператоров — Аркадий Маслов, Дмитрий Сероухов, Михаил Тюрин и Дмитрий Карякин уже дали свое согласие на участие в конференции. Агентский рынок будет представлен членами ассоциации и ее правлением. В общем, собирается много интересных спикеров, и думаю, что конференция должна не только интересно пройти, но и принести пользу в решении множества вопросов, которые мы сейчас готовим для обсуждения.

Комментариев нет